© 2016 - 2018

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН  

БАПТИСТОВ

ИБО МЫ НЕ СЕБЯ ПРОПОВЕДУЕМ, НО ХРИСТА ИИСУСА, ГОСПОДА

2КОР. 4:5

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Последнее обновление: 09/12/2018

СТАТЬИ>>>

ЧИТАТЬ

АВТОР: НЕСЕНЕНКО СЕРГЕЙ

ЧИТАТЬ

12/03/2017

Суббота для человека.

 

И случилось Ему в субботу проходить засеянными [полями], и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно [делать]? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. (Мар.2:23-28)

       

Эту историю и разговор евангелист Марк оставил нам для размышлений. Здесь, и в самом деле, есть над чем подумать.

 

В чем была проблема фарисеев?

Почему Иисус привел в пример Давида, который нарушил закон?

Что означают слова «суббота для человека»?

Как понимать: Сын Человеческий есть Господин и субботы?

 

Итак, что же произошло? Христос с учениками проходил мимо засеянных полей, и они стали срывать колосья, т.к. было голодны, растирать в руках зерна и есть. И все бы ничего, не попадись они за этим занятием фарисеям, которые усмотрели в их действия нарушение четвертой заповеди, и стали требовать от Христа, что бы он запретил им это делать. С одной стороны, реакция фарисеев вроде бы оправдывалась строгостью закона, в котором написано:

 

•Всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; (Исх.31:15)

 

Смертная казнь – дело нешуточное, применялась она в исключительных случаях, и одной из немногих смертных статей в Моисеевом законе было нарушение субботнего покоя. Поэтому-то, иудеи и относились к этой заповеди чрезвычайно щепетильно. Они разработали целый устав, который предписывал человеку разрешенное количество шагов в субботу, налагал запрет на ношение предметов и зажигание огня. Естественно, что не могло быть и речи о том, чтобы делать что-то похожее на работу, как в случае с учениками. Итак, закон был строг и, казалось, что фарисеи вполне обоснованно следили за его соблюдением.

 

Но так же очевидно, что понимание Иисусом четвертой заповеди не вписывалось в существующую традицию. Евангелисты описывают нам несколько случаев, когда по этому вопросу возникал конфликт. Не противоречили ли действия Иисуса закону? Нет, ведь Сам Он сказал, что пришел не нарушить закон, а исполнить. Следовательно, проблема была у фарисеев, что-то не так они понимали, почему-то не угодна была Богу их ревность и строгость. В чем же они были неправы? Чтобы ответить на этот вопрос, Христос вспоминает случай, произошедший с Давидом:

 

•Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? (Мар.2:25,26)

 

Одним из элементов служения Богу было приношение 12 хлебов, которые возлагались каждую субботу. При этом старые хлебы убирались, и в книге Левит мы находим постановление об этом хлебе: «…они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: [это] постановление вечное. (Лев.24:9)

 

Находясь в нужде, Давид нарушил этот закон, однако слово Божие не осуждает его, это не имело никаких последствий в его жизни. Христос, как бы задает вопрос фарисеям: почему Бог с одной стороны так строг, а с другой – так спокойно относится к нарушению собственного закона? У фарисеев явно не было никакого ответа на этот вопрос. Слабость их позиции в том и заключалась, что подтверждая ее одними библейскими цитатами, они входили в противоречие с другими. Христос же дает им такой ответ, который объясняет и строгость и милость:

 

•И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; (Мар.2:27)

 

Суть этих слов в том, что для Бога Его закон никогда не был дороже человека. Закон о субботе был дан во благо человеку, чтобы он не забыл Бога, не забыл Его слова, закопавшись в своих делах. Строгость объяснялась тем, что человек погибнет, если удалится от Бога. А израильское общество было склонно к такому отдалению, склонно к идолопоклонству. Но при этом для Бога дорога не суббота, не закон, а сам человек и отношения с ним. Матфей, описывая ту же историю, приводит нам еще одну фразу Иисуса, обращенную к фарисеям:

 

•Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. (Матф.12:7)

 

Жертва имеет отношение к закону, а милость – к человеку. Почему милость угодней жертвы, почему она превозносится над судом? Потому что для Бога человек несравненно дороже закона. Если бы закон был для Бога важней, то милость пришлось бы принести в жертву суду. Но Бог проявляет милость переступая через Свой закон, потому что любит человека. Именно по этой причине описанный поступок Давида (и не только этот) получил снисхождение.

 

Чтобы лучше понять это, просто подумайте, как вы относитесь к своим детям. Мы проявляем строгость и устанавливаем правила в семье, потому что знаем, что это сберегает наших детей от всего дурного. Но нам дороги не правила, а дети, и правила для детей, а не дети для правил. И даже если наши дети ошибаются, оступаются, то не ищем ли мы, как их поднять, а не осудить? И не готовы ли мы изменить и правила, если они уже не работают?

 

Так и для Бога закон – это лишь инструмент, это способ которым он хочет привести человека или, даже, общество людей к  желаемому состоянию.

 

Проблема фарисеев состояла в том, что они сместили акцент с человека на закон. Суббота стала важнее ближнего. Проявлялось это не только в традиции соблюдения седьмого дня, но в других вещах. Вот один из примеров, который мы находим в Евангелии Марка:

 

•А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное. (Мар.7:11-13)

 

Будучи неумеренными ревнителями закона, фарисеи, при этом,  не любили людей. Даже овца у них ценилась больше, ведь ее можно было достать из ямы в субботу. Поэтому они никак не могли понять одну важную вещь: Бог желает устранить закон из отношений между Собой и человеком. Что же нужно, для того, чтобы закон был упразднен, и Бог поступал с нами не по закону, а по милости? Писания Нового Завета дают нам ответ на этот вопрос:

 

 

•А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. (Гал.3:23-25).

 

Итак, вера меняет отношение Бога к нам. Синонимом милости является благодать, и Апостол Павел пишет римлянам: «Он облагодатствовал нас в Возлюбленном»  (Еф.1:6)

 

Это было невозможно в Израиле – потому что в Израиле не были все верующими. Но Церковь это сообщество возрожденных верующих (так, во всяком случае, Ее замыслил Бог), поэтому здесь отношения строятся по принципу благодати.

 

Мы прочитали этот небольшой текст не просто для того, чтобы разобраться в чем были неправы фарисеи, и какое значение имеют слова Христа. Для нас важно понять, какое отношение все это может иметь к нам, к нашей церкви и поклонению.

 

Мне кажется, что порой мы забываем, что Церковь это не дом, не стены и не место святое. Прежде всего, это люди, экклесия – собрание святых. Но, к сожалению, и в Церкви иногда имеет место смещение акцентов с человека на традицию. Мы даже само слово «собрание» стали относить не к людям, а к тому действу, которое по воскресеньям происходит в Доме молитвы. Порой собрание становится настолько священным, что в нем ничего нельзя изменить. Я уже молчу о том, чтобы его сократить – это рассматривается как прямое отступление, охлаждение и сдача позиций. Мы переживаем о том, что в доме молитвы так много свободных мест. Но что же именно нас при этом беспокоит? То, что дом не наполнен, или то, что люди не спасены?

 

В результате, мы судим о человеке не по тому, как он относится к Богу, а как он относится к собранию. Не столь важно, во что он верит, что за мысли проносятся в его голове, важно, что он в собрании.

 

Друзья,  я никого не хочу обидеть, но если мы не научимся отличать главное от второстепенного, то мы станем судьями с худыми мыслями. Мы будем ревновать не по рассуждению, и наша строгость не будет угодна Богу.

Прочитанная история венчается словами Христа:

 

•…посему Сын Человеческий есть господин и субботы. (Мар.2:28)

 

Господь подводит итог. Что значит, что Он Господин субботы?

 

Благодать, которая превыше закона, была сосредоточена в Иисусе Христе. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что «…закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Иоан.1:17) Чтобы дать закон, Бог избрал человека. Чтобы показать Свою милость и любовь Он явился Сам. Бог не доверил этого никому, потому что никто не способен любить так, как Он. Эта любовь привела Его на Голгофу, где закон был принесен в жертву милости, а значит и Христос вознесен над законом, субботой, судом и всем тем, что может встать между человеком и Божьей любовью.

 

ЛЮБИМЫЕ

УЧЕНИКИ