© 2016 - 2019

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН  

БАПТИСТОВ

mail@baptistchurch.by

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Последнее обновление: 11/08/2019

Отпусти Мой народ.

 

И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. (Исх.3:6-10)

 

Когда в жизни Моисея произошло это событие, ему было уже 80 лет. Но, несмотря на столь почтенный возраст, мы можем сказать, что в жизни Моисея все самое главное еще только начиналось. Сорок лет назад Моисей совершил поступок веры – он отказался называться сыном дочери фараоновой (Евр. 11:24), в результате чего ему пришлось покинуть Египет, дворец фараона и стать обычным пастухом. И вот, после столь долгого времени, Бог является ему, чтобы призвать к исполнению главной миссии в своей жизни – вывести соплеменников из египетского плена и ввести их в землю обетованную.

 

Эта великая история с тех пор вдохновляет многие поколения евреев и христиан. Давайте и мы вспомним ее. И чтобы нам лучше понять то, что тогда произошло, попробуем совершить путешествие в несколько тысяч лет назад,  проникнуться духом того времени и увидеть древний Египет, его культуру и религию, почувствовать вместе с израильтянами тяжесть рабского труда, и вдохновиться величием Того, Кто освободил их из этого плена.

 

Египет.

 

Египтяне были могущественным народом. Они создали мощное государство, великую цивилизацию, сложную культуру и монументальные строения, которые до сих пор поражают воображение путешественников. Но для нас важно понять, какую роль во всем этом играла религия.

 

Религиозные представления египтян - это политеизм, или многобожие. Они верили, что есть множество богов, что свои боги есть у каждого народа, племени и местности. Они так же верили, что есть боги вод, рек, земли, плодородия, ветра, неба и солнца и множество других. Своих богов египтяне наделяли человеческими чертами – страстями и грехами, и верили, что они вступают друг с другом в отношения, интриги, борьбу за власть, смещают друг друга, иногда женятся и даже рождают детей. Но главное их верование состояло в том, что от могущества богов, зависит и могущество народа. Египтяне считали, что им удалось получить расположение самых сильных богов, и если им правильно служить и поклоняться, то и их народ и страна будут процветать еще не одно тысячелетие.

 

Именно по этой причине, в Египте была создана сложная система богопочитания: великолепные храмы,  жертвенники, священство в виде целой касты жрецов, которые отправляли религиозные обряды и праздники, вовлекая весь народ в служение культу Осириса, Ра и Изиды. И в сознании жителей Египта благополучие и блеск их царства легко связывался с покровительством высших сил.

 

Евреи.

 

Кто же такие были Евреи? В глазах египтян они были людьми пришлыми, оставившими свою родину, а значит и богов, и пришедшие на чужбину. Вот что написано в одном из найденных египетских папирусов:

 

«От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага»  (папирус Инсингер, I в. н.э.)

 

Прибавьте к этому, что израильтяне не имели никакой системы богопоклонения: ни храмов, ни жертвенников, ни священников, ни праздников, ни обрядов. Какое представление можно было составить об их Боге, даже имени Которого они не знали? И хотя была традиция обрезания, а в самом народе слышали о Боге своих отцов - Авраама, Иакова и Иосифа, но для египтян, а возможно и для самих евреев, это были просто далекие легенды. Отсутствие какого-либо образа или изображения было не менее странным фактом. В стране, наполненной идолами самых разных форм и размеров, жил народ, который, по египетским представлениям, кланялся пустоте. Не это ли было знаком проклятия и причиной их участи? Люди, не имеющие своего бога, своего заступника и источника благ – чего они могли ждать от жизни? Их участь быть рабами и работать на других.

 

Вот как думали египтяне и, что самое печальное, подобный образ мыслей проникал и в умы евреев.

 

Отпусти Мой народ.

 

И вдруг, среди этого устоявшегося положения вещей, является Моисей прямо во дворец к фараону со словами:

 

…так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне… отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою, или мечом. (Исх.5:1, 3)

 

Что слышит фараон и весь Египет в этих словах? У евреев, оказывается, тоже есть Бог, который хочет, чтобы Его народ почтил Его, совершил праздник и принес жертву. Вдруг, неожиданно появляется и религиозный праздник, и жертвоприношение, и священники в лице Моисея и Аарона. И даже более того, здесь слышится угроза: если Бога не почтить, Он может поразить язвою или мечем. Это давало надежду рабам, и походило на бунт против хозяев. Разве мог фараон согласиться со всем этим?

 

Конечно, здесь была политическая причина для отказа – нельзя давать рабам надежду. Но куда более важна причина религиозная. Дело в том, что предлагая отпустить народ, ему, египетскому царю, облеченному властью богов, тем самым предлагали признать право на почести еврейского Бога.

 

Если бы Моисей просто пришел похлопотать за свой народ и выпросить для него небольшой отпуск, то у него было бы больше шансов, потому что тогда фараон мог бы явить свою милость. С барского плеча, как говорится. Но предлагать ему, хоть и косвенно, но все же почтить Бога презренных евреев – это был вызов. И фараон сказал:

 

Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. (Исх.5:2)

 

Это были слова человека, уверенного в могуществе наполняющих его страну идолов.

 

Битва богов.

 

Теперь, чтобы вывести их из Египта, Иегова должен вступить в борьбу с египетскими богами и преодолеть их. Здесь мы должны остановиться и понять, что избавление израильтян было лишь частью плана. Богу нужно произвести суд над богами. Слова, сказанные Моисею перед последней казнью, на самом деле подводили итог всему, что сделал Иегова в Египте:

 

«…и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх.12:12)

 

Казни египетские были не просто наказанием для фараона и египтян, это была демонстрация бессилия египетских богов, которые должны были оберегать землю и народ от всяких бед. Иегова не собирался как-то втихаря забирать Свой народ, Он ведь не вор. Он Хозяин, и Он пришел взять Свое. И явилось, вдруг, насколько могуществен Тот, Кто пришел вступиться за евреев. Здесь не было никакой борьбы, никакого противостояния, Иегова просто сделал в  Египте все, что Он захотел. Обращает на себя внимание девятая казнь – тьма, покрывшая землю на трое суток. Верховным богом египтян был Ра – бог солнца. Тысячи лет, каждое утро он выводил солнце на небосвод, и ничто не могло воспрепятствовать этому. И вот однажды этого не случилось. Представьте себе ужас и отчаяние людей, для которых однажды не настало утро.

 

Что же увидели египтяне? Обнаружилось, что те на кого они так уповали, боги, с которыми они связывали свое благополучие, оказались полным ничтожеством по сравнению с Богом евреев. И вот она, последняя встреча фараона с Моисеем:

 

И призвал [фараон] Моисея и Аарона ночью и сказал: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу, как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. (Исх.12:31,32)

 

Какая разница между тем гордым, облеченным властью богов царем, и этим раздавленным, теряющим свою страну человеком! Он сам зовет их ночью, потому что нельзя, нельзя ждать до утра, а надо побыстрее отправить их, этих евреев, чтобы они пошли и умолили своего Бога помиловать его, пока еще не рухнул весь Египет!

 

Так, совершив избавление евреев из египетского плена, Бог показал Свое могущество, власть и силу над другими богами. И люди должны были задуматься над тем, а есть ли вообще другие боги? А не один ли только Бог, который и является Творцом и Господином всего сущего?

 

Богопознание.

 

Вернемся к той первой встрече Моисея с Богом, когда он услышал голос из среды горящего тернового куста. Когда Бог явился Моисею, Он сказал:  Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей хотел узнать о Нем больше, спросив Его имя, и услышал в ответ:

 

Я есмь Сущий (Исх.3:14).

 

Сущий – значит «Я Тот, Кто Я есть». Это ответ, который, возможно заставляет трепетать, но ничего не объясняет. Этим Бог как бы призывает Моисея не спешить составлять о Нем представление. Почему?

 

Дело в том, что та миссия, которая была возложена на него, открывала гораздо больше возможностей для Богопознания, чем откровение из неопалимой купины. Десять казней показали ничтожество египетских богов лучше любого откровения или пророчества, а дальнейший путь должен был научить израильтян доверять Своему Богу. Евреи не просто услышали о том, что Бог сильнее, они реально пережили это в своей жизни, и не только они, но и фараон и с ним все египтяне. Они открыли для себя Бога, Который повелевает водой, землей и небом, во власти Которого находятся все стихии и всякая плоть – от человека до скота. Они познали Бога карающего, милующего и избавляющего, способного расторгнуть море, дать манну с неба и воду из скалы. Это были не просто какие-то зрелища, а реальность, вторгнувшаяся в их жизнь. Это был путь Богопознания, путь переосмысления всей жизни, и путь разрушения всех неверных представлений. Ни в каких семинариях и библейских институтах невозможно было получить такого знания о Боге, как на пути из Египта в Ханаан.

 

Иегова, избавивший израильтян – это наш Бог. Что мы знаем о Нем? На этот вопрос можно отвечать по-разному. Бог хочет, чтобы, в конце концов, мы ответили на него с позиции приобретенного опыта. Истинное богопознание именно в этом и состоит. Мы узнаем Его, в моменты трудностей и искушений, когда приходится собирать все терпение и продолжать верить. Мы постигаем Бога в борьбе за свои души, переживаем Его, ощущаем Его действие и наполняем сердца надеждой. Так мы растем, превращаясь из детей в отроков, из отроков в юношей, из юношей в отцов.

 

Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. (1Иоан.2:13)

 

статьи >>>

Автор: Сергей Несененко

13/04/2016

ЧИТАТЬ

4 шага, как разобраться со страхом благовестия 

БУДТЕ

КАК  

ДЕТИ

ЧИТАТЬ

Отпусти Мой Народ