© 2016 - 2019

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН  

БАПТИСТОВ

mail@baptistchurch.by

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Последнее обновление: 11/08/2019

                                                                                                                 ПОСЛЕДНИЙ АДАМ.

 

Несомненно, что верующий человек имеет определенные убеждения и является последователем христианского вероучения. Однако, основой христианства является, все же, не учение или доктрина, а Сам Христос. Христианство учит не просто о следовании за Христом, но о принятии Его Самого. Без этого покаяние, крещение, учение и все наши старания теряют смысл. Но что означает принятие Христа? В Евангелии от Иоанна мы читаем: «Принимающий Меня принимает Пославшего Меня», а в послании к Ефесянам  Апостол Павел молится о том, чтобы «верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф.3:17) Что имеется в виду в этих словах о принятии и вселении? Может быть, это просто такая аллегория, означающая, например, что мы должны постоянно помышлять о Христе, или что Его нужно признать, как Мессию? Или, все-таки, речь идет о некоем реальном соединении? И если верно второе, то каково это соединение? Ответ мы найдем в словах Апостола Павла, записанных в 1 Кор. 15 главе:

 

•   Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. (1Кор.15:42-45)

 

Но прежде, чем прийти к истолкованию этого текста, мы поведем наше рассуждение с того, что является одним из центральных вопросов христианского вероучения. Это вопрос спасения человека.

 

В чем состоит спасение.

 

Далеко не все люди осознают нужду в спасении. Хотя многие понимают, что что-то не так, жизнь идет не туда, и не ясно где и как она закончится, но все же человеку кажется, что раз его никто не убивает, если он не заболел какой-то страшной болезнью, если человечеству не угрожает в ближайшее время какая-то ужасная катастрофа, то от чего, собственно, его спасать? Но христианство утверждает, что спасение необходимо, что положение отчаянное и катастрофа надвигается. Каждый отдельный человек находится в ужасной беде, из которой его нужно вызволить, вытащить, спасти. Что же это за беда?

 

•   Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили. (Рим.5:12)

 

Этот библейский стих указывает нам на две печальных реальности, с которыми сталкивается всякий человек. Первая из них это грех. Все человеческие ужасы: вражда, зависть, ненависть, безнравственность, извращения, убийства, самоубийства, войны – есть проявление греха. Тема греха настолько обширна, что выделена в отдельный раздел богословия и стоит того, чтобы исследовать ее подробней (что, если позволит Господь, мы обязательно сделаем). Но сейчас скажем, что грех настолько искажает все свойства человеческой души, что человек существует лишь назло себе и ближним, и постоянно стремясь к счастью, обретает лишь разочарование.

 

Вторая же неизбежная беда человека это смерть. Возможно, не все согласятся с доктриной греха, но отрицать смерть никому не придет в голову. Как бы хорошо или плохо не жил человек, как бы ни старался гнать прочь мысли о неизбежной кончине, но однажды его сердце остановится, и он отправится в последний путь в красивом ящике.

И вот эти две реальности – грех и смерть – Библия связывает между собой:

 

•   Ибо возмездие за грех – смерть (Рим.6:23)

 

Оказывается, смерть это не главная проблема, а лишь окончательное следствие той крайней поврежденности человеческой природы, которая в христианстве именуется грехом. Поэтому главным злом все же является грех, ибо это первопричина и сущность всех зол, и если бы удалось избавить человечество от греха, то не только бы жизнь наладилась, а и сама смерть исчезла бы. Вот эта беда  и ставит человека перед необходимостью спасения и перед необходимостью Спасителя. Поэтому, когда в день благовещения Ангел явился во сне Иосифу, он сказал:

 

•   родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:21)

 

Благая весть состоит в том, что явился Спаситель, который и должен решить проблему греха. Итак, мы определили проблему человека, что она состоит не во внешних каких-то факторах, а в том внутреннем греховном состоянии, в котором пребывает каждый человек, которому он не в состоянии противиться, и которое, поэтому. называется рабством греху.

 

Теперь перед нами стоят следующие вопросы:

 

1.Как происходит спасение человека от греха?

2.Почему для этого Самому Богу пришлось однажды стать человеком?

 

Давайте рассмотрим сначала тот подход, который мы привыкли себе представлять.

 

Искупление и прощение.

 

Здесь наше внимание заостряется на двух Божественных качествах. Первое из них – справедливость.  Бог есть Судья праведный, «Который нелицеприятно судит каждого по делам» (1Пет.1:17) Кто же еще, как не Он обладает истинной справедливостью? Именно она порождает реакцию на грех, которой является праведный гнев:

 

•   Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. (Рим.1:18)

 

Книга Откровение рисует нам страшную картину Божьего суда над грешниками, которые уподобляются виноградным ягодам: «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия» (Откр.14:19)

Но другое качество Бога это любовь, которую Иоанн описывает как Его сущность: 

 

•   И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. (1Иоан.4:16)

 

По любви Своей Бог не желает смерти грешника, а напротив, желает его простить и освободить от наказания. Но справедливость требует возмездия за грех, которой является смерть. И вот, Бог посылает Сына Своего на грешную землю, Он становится человеком и принимает на себя все то наказание, которое полагается нам, исполнив древнее пророчество: «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Матф.8:17) И теперь, когда грех наказан по всей строгости и справедливости, Бог может простить кающегося грешника и оправдать его, независимо от степени греховности каждого человека:

 

•   Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. (Рим.5:9)

•   ...и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. (1Фесс.1:10)

 

Таким образом, Бог смертью Сына Своего искупает человечество от наказания и приобретает ему спасение. Я наверное не ошибусь, если скажу, что именно такое Евангелие мы, в большинстве своем, услышали, приняли и верим в него.

 

Возникающие вопросы.

 

Но насколько полной является эта картина? Получаем ли мы ответы на все вопросы, и не возникают ли у нас новые? Вроде бы все верно, все логично и соответствует Писанию, которое мы здесь цитировали. Но все-таки чувствуется какая-то недостаточность этого подхода. Попробуем обозначить возникающие вопросы:

 

Во-первых, скажите, разве избавлением от гнева выражается главная идея нашего спасения? Не получается ли, что на первый план выходит не человеческий грех, а Божий гнев? Выходит, что именно в нем, а не в грехе беда человека. Но разве не важнее избавление от самого греха, который крайне искажает Божий образ в человеке, из-за чего и вызывает гнев у Бога? Ведь для человека опасным и разрушительным является сам грех, а не Божья реакция на него. Но описанный подход говорит лишь о прощении греха и не рассматривает, каким образом происходит освобождение от него.

 

Во-вторых, мы видим, что два божественных качества – справедливость и любовь – входят как бы в противоречие одно с другим. И получается, что Бог решает не столько проблему человечества, сколько возникшее внутри Него противоречие. Но на самом деле в Боге нет никакой проблемы и противоречия. В Нем все гармонично.

 

В-третьих: если миссия Христа состоит только в искуплении человечества, то важна смерть Иисуса, а не Его воскресение. Ведь именно смерть является возмездием за грех. Воскресение же имеет значение для Самого Христа, а не для нашего спасения. Но Павел говорит:

 

           А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших." (1Кор.15:17)

 

Как это понять? Христос говорит о Своем воскресении:  "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан.16:7)

 

И еще одно. Мы начали с того, что говорили о необходимости соединения Христа с человеком. Если спасение состоит в прощении греха (оправдании), то теряется смысл в реальном соединении. В данном случае мы можем говорить лишь об аллегории.

 

Описанный выше подход не отвечает на эти вопросы. Да, мы действительно избавляемся от гнева Божьего, но это вторично. Да, смерть Христа искупила нас, но Петр пишет, что Бог спасает нас через Его воскресение. (1Пет.3:21) Несомненно, во Христе мы получили новый статус и привилегии, но если освящение не изменит нашей сущности, то какой толк в оправдании? Поэтому, мы не говорим сейчас о неверности этого подхода, но говорим о его недостаточности. Неверно отрицать, что Христом мы искуплены, прощены и оправданы, но так же неверно утверждать, что это и есть все, что Он сделал для нас. На самом деле это только часть истины, только начало. Поэтому не будем делать распространенную ошибку – выдавать часть за целое – а постараемся увидеть больше из того, что Бог открывает нам через Писание.

 

Ранами Его мы исцелились.

 

Мы уже упоминали пророчество Исаии:

 

•   Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. (Ис.53:4)

 

Здесь человеческий грех сравнивается с болезнью. Есть и другие места Нового Завета, употребляющие это сравнение: 

 

•   Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Мар.2:17)

•   ...ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Матф.13:15)

•   Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)

 

Если грех уподобляется болезни, то Христос – Целителю. Действительно, избавление человека от греха очень похоже на излечение, проходящее под действием Христовой благодати. Такое сравнение позволяет увидеть наше спасение с другой стороны.

 

Во-первых, это решает проблему в корне. Речь уже идет не об изменении статуса, а об изменении самого человека, приведение его в новое, соответствующее Божьему замыслу, состояние. Бог желает не только оправдать нас, но и восстановить в нас утраченный образ Свой. В послании к Римлянам мы читаем, что Бог нам «предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим.8:29). Поэтому писание говорит нам о перемене ума, сердца, стремлений, хотений и действий, и показывает, как спасение затрагивает всего человека.

 

Во-вторых, это позволяет посмотреть на наше спасение, не как на какое-то одномоментное действие, а как на процесс. Излечение происходит постепенно, шаг за шагом, начинаясь с внешних симптомов, переходит на внутренне состояние. Это изменение уподобляется росту, преображению, развитию, одухотворению человека. Именно так происходит настоящее спасение человека, его освобождение от греха, в котором и сам человек участвует: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил.2:12)

 

В-третьих, здесь нам открывается, почему для спасения человека, Христу нужно было не только стать человеком и умереть, но и воскреснуть, вознестись и воссесть одесную Отца.

 

И, наконец, становится понятным каким образом и зачем происходит наше соединение со Христом. Об этом ниже.

 

Второй Адам.

 

Теперь мы можем вернуться к тому тексту, который прочитали в самом начале.

 

•   Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. (1Кор.15:42-50)

 

В центре этого текста стоят два человека: первый Адам и последний Адам. Сначала Апостол предлагает нам вспомнить – чьи мы потомки. Все мы дети Адама. Что из этого следует? Что нам что-то досталось от него. Каков перстный, таковы и перстные. Мы говорили вначале о том, что бедой каждого человека является крайняя поврежденность его естественной природы. И вот, эту тленную, смертную, падшую природу мы и унаследовали от Адама. Отсюда грех, отсюда смерть, отсюда все проблемы. Поэтому вопрос спасения человечества ставится глобально. Он состоит в том, чтобы заменить нашего предка и позволить каждому человеку заново произойти от того, кто безгрешен и бессмертен.

 

         ?!

 

Вот это и есть Божий подход – Он решает нашу проблему так, как это может сделать только Творец. Однажды, Он от одной крови произвел весь род человеческий, и теперь Он решает сделать это еще раз. В сюжетах фантастических фильмов часто используют машину времени, на которой люди отправляются в прошлое, чтобы изменив его, повлиять на будущее. Но то, что совершил Господь, может изменить жизнь любого человека, независимо от того, в какой точке времени он находится, и это – не фантастика. Как это возможно? Тут возникают две глобальные задачи, которые по силе и по масштабу соответствуют только Божьему всемогуществу. Сначала нужен новый Адам. Затем нужно каким-то образом заново родить от Него не новое, а уже существующее человечество. Прочитанный отрывок открывает нам тайну того, как осуществился этот грандиозный замысел:

 

•   Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, (1Кор.15:22)

•   Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. (1Кор.15:45)

 

Последним Адамом здесь назван Христос, Он становится родоначальником нового человечества. Это объясняет нам то, почему Христос должен был стать человеком – потому что Ему предназначено стать нашим новым Предком. От Него должны заново произойти все верующие - каков небесный, таковы и небесные. Как читали мы в послании к Римлянам, нам предопределено стать подобными образу Сына.

Но мало сказать, что Христос становится человеком. Тут мы должны еще спросить: каким человеком? Евангелие открывает нам Христа, который становится, хоть и лично безгрешным, но все же несовершенным человеком. Несовершенство это видно, во-первых в том, что Он был смертен, во-вторых – Он испытывал искушения. Тут целая тема, которую мы сейчас не будем рассматривать подробно. Но главное состоит в том, что воспринятую Христом человеческую природу требовалось поднять на новый уровень, довести ее до совершенства, бессмертия и нетленности. Именно это утверждается в послании к Евреям:

 

•   Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил (греч.  – сделать совершенным) через страдания. (Евр.2:10)

•   Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. (Евр.2:18)

•   ...и, совершившись (соделавшись совершенным), сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, (Евр.5:9)

 

Итак, мы видим, что Христос проходит искушение в пустыне и в Гефсимании и, сохраняя личную святость, доходит до креста и умирает. Но так как Он не согрешил, то смерть не может удержать Его, Бог воскрешает Его. Из гроба восстает уже обновленный человек, достигший того окончательного состояния, в котором и замыслил его Творец, и к которому так и не смог прийти первый Адам. И, таким образом, Христос становится последним Адамом, новым Человеком, над которым ни грех, ни смерть не имеют уже никакой власти:

 

        •   Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. (1Кор.15:47)

 

Теперь остается последний вопрос: как теперь нам стряхнуть с себя перстное и уподобиться небесному?

 

Рождение свыше.

 

Это тот самый вопрос, который однажды задал Христу Никодим:  

 

  Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Иоан.3:4)

 

Но Христос не просто так заговорил с ним о рождении свыше. Он раскрывал ему Божий замысел, что Бог дает возможность каждому человеку пережить второе рождение и стать потомками Христа:

 

•   А    тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. (Иоан.1:12,13)

 

Что такое рождение свыше, о котором Христос говорил Никодиму? Здесь не просто образ или аллегория, тут происходит что-то реальное. Для того, чтобы родиться заново, нужно принять новое семя, которое есть Христос. После воскресения Он уже Дух животворящий, т.е. дающий, начинающий в нас новую жизнь. Вот почему так важно для нашего спасения, чтобы Христос не только умер, но и воскрес, и вознесся, и вернулся в Духе Святом. Сошествие Духа Святого не есть какая-то Его отдельная роль, ведь мы имеем дело с Троицей, в Духе Сам Христос вселяется или – в контексте нашего исследования – всевается в каждого верующего. Это и есть рождение свыше. При этом наша ветхая природа становится почвой, из которой суждено вырасти новой и нетленной:

 

   Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. (1Кор.15:42, 53)

 

Так и должны мы смотреть на все наше ветхое – как на хороший навоз, удобряющий почву, в которую Духом посеяна новая нетленная природа.

Помните, с чего мы начали наше исследование? С вопроса: что значит наше соединение со Христом, Его вселение в нас. Теперь мы видим, что наше соединение со Христом – это реальность, через которую мы становимся причастниками Божеского естества. Об этой реальности напоминает нам Хлебопреломление, в нем она символически изображается. От этих Плоти и Крови Он производит новый род человеческий, для обитания на новой земле, которую наследуют кроткие.

 

 

СТАТЬИ>>>

ЧИТАТЬ 

АВТОР: НЕСЕНЕНКО СЕРГЕЙ

ЧИТАТЬ