© 2016 - 2019

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН  

БАПТИСТОВ

mail@baptistchurch.by

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Последнее обновление: 11/08/2019

                                                                                  ВАЖНЫ ЛИ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ДОБРЫЕ ДЕЛА?

 

Слава Богу, что мы не понаслышке знаем, что такое благодать. Каждый верующий соприкоснулся с ней, когда получил прощение грехов по вере. Поэтому мы определяем благодать как незаслуженную милость, которую Господь явил нам не по делам нашим, а по любви Своей. Но эта великая истина сегодня многих приводит к идее бесполезности наших дел и усилий в деле спасения, утвердившись в которой, люди теряют всякую мотивацию к труду, служению и нравственному преображению. Так насколько важна добродетель в деле нашего спасения? Сегодня я предлагаю рассмотреть этот вопрос. В основание наших рассуждений мы положим несколько текстов Нового Завета, первый из которых, следующий:

 

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф.2:8-10)

 

Кажется, в этом отрывке есть противоречие. Сначала дела упомянуты как ничего не значащие для нашего спасения. Мы спасены не делами, нам нечем хвалиться. Но что мы читаем дальше? Что мы созданы и предназначены для добрых дел. Здесь мы уже не можем сказать, что дела неважны, это все равно, что сказать: неважно для чего я сотворен и предназначен.

 

В Новом Завете мы находим много мест, кажется, говорящих о том, что дела не значат ничего в нашем спасении. Но так же мы находим и тексты, которые утверждают, что без дел человек не спасется. Вот примеры тех и других утверждений:

 

Бесполезность дел:

•   Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. (Рим.3:28)

•   Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. (Рим.4:2)

•   Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел. (Рим.4:6)

•   Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, (Тит.3:5)

 

Необходимость дел:

•   Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную; (Рим.2:6,7)

•   Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? (Иак.2:21)

•   То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель (т.е. добрые дела) (2Пет.1:5)

•   И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. (Откр.20:12)

 

Кажется, противоречие усугубляется. Как же его разрешить? Разумно будет предположить, что дела, упомянутые в одних отрывках как-то отличаются от дел, про которые говорится в других. И, поскольку речь идет о нашем спасении, для нас с вами важно понять эту разницу.

 

Дела мирские.

 

Первое, что мы обнаружим при внимательном исследовании это то, что бесполезными являются те дела, которые мы совершали до нашего обращения к Богу. Господь решительно отвергает все то, что человек мог бы и желал предъявить Ему в качестве оправдывающих его поступков:

 

•   ...как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. (Рим.3:10-12)

 

«Вся праведность наша - как запачканная одежда» - этими словами пророка мы можем подвести итог всем человеческим делам, соделанным вне Бога (Ис.64:6) .

 

Но разве нет таких примеров, когда и далекий от Бога человек совершает доброе дело? Вроде бы такие примеры есть, когда люди поступают по совести, по долгу, бывают добры, снисходительны, жертвенны и совершают даже подвиги. Этот вопрос требует обстоятельного ответа, ведь нам необходимо разобраться, чем жизнь верующего, отличается от жизни приличного мирского человека (за исключением посещения церкви по Воскресеьям).

На первое место здесь выходит мотив, которым и определяется, что это за дело. Когда Бог будет рассматривать мои дела, то будет важно не только, что я делал, но и почему я это делал.

 

•   Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Матф.7:22, 23)

 

Как случилось, что люди, совершая столь благочестивые деяния, вдруг оказались стоящими на одной стороне с беззаконниками? Вопрос здесь не в том, что они сотворили, а в том, что ими двигало. Хорошо знакомая история про Ананию и Сапфиру является предостережением для всех, кто не задумывается о своих мотивах.

 

Какие же плотские причины могут побуждать человека к внешне богоугодным делам?

 

Одной из таких причин является страх. Это может быть страх перед господином, начальником, работодателем или любым другим авторитетом, который может оказать влияние на нашу жизнь. Или перед законом – никому не хочется платить штраф или становиться ответчиком в суде. «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых». (Рим.13:3) Это может быть страх общественный – люди очень боятся осуждения общества, точнее той его части, в которой они вращаются.

Но не менее действенным мотивом может оказаться страх религиозный. В качестве примера я хочу привести один, на первый взгляд, странный факт. После того как в 16 веке в Германии произошла реформация, в тех городах и селениях, где протестанты сменили католиков наблюдался необъяснимый разгул страстей и пороков. Вот, что пишет сам Лютер, спустя более 20 лет после начала реформации:

 

•   Прежде, когда мы еще находились в плену у заблуждений папизма, все кругом стремились к добрым делам, и каждым двигала добрая воля. Нынче же каждый только и думает, как бы скопить побольше денег, ограбить ближнего, обобрав его с помощью ростовщического заема, обмануть и обвести вокруг пальца. Люди относятся к себе подобным не как к братьям во Иисусе Христе, а как к злейшим врагам. «Беспутство и всевозможные пороки и мерзости, — писал он в комментарии к одному из псалмов, — распространились сегодня так широко, как не бывало даже при папистах»

 

В нашей проповеди нет времени приводить другие свидетельства, но таковых десятки, принадлежащих перу, как католиков, так и самих реформаторов. Как же объяснить такое падение нравов? Почему, находясь в заблуждении (продажа индульгенций, учение о чистилище, папские и епископские злоупотребления) люди более стремились к жертвенности, исповеди, регулярно постились, ходили в церковь и старались делать добрые дела? Дело в том, что к такой внешне набожной жизни людей зачастую подталкивали отнюдь не вера и богобоязненность, а страх оказаться в аду или чистилище, привитые обществу традиции и боязнь общественного осуждения. Когда же все это рухнуло, большинство простых не возрожденных людей оказались лишенными всех этих мотивов. Начиная реформацию, Лютер не мог предвидеть, что этим он разрушит ту старую ограду, которая до сих пор не давала их порокам выйти из берегов. Поэтому побочным эффектом реформации явилось то, что общество столкнулось с теми последствиями, к которым обычно приводят революции.

 

Есть и другие мотивы, толкающие людей подвизаться на поприще добродетели. Например, таковым во все времена являлось честолюбие – почти любому льстит ощущать себя добрым человеком, и в церковной среде – особенно. Это позволяет приобрести авторитет среди людей и даже иногда сулит выгоду.

 

Иногда причиной является желание успокоить свою совесть. Это на самом деле может быть очень сильным мотивом, ведь иногда человек испытывает такие сильные угрызения совести, что даже помышляет о самоубийстве.

 

И даже простое желание наладить хорошие отношения с другими людьми, жизнь по принципу: ты – мне, я – тебе, часто выдается и воспринимается как добродетель. Помните, как  Христос сказал: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (Лук.6:33) Он говорит о том, что даже для безбожников это нормальная практика.

 

Итак, мы видим, что причиной для совершения добрых дел далеко не всегда выступает стремление почтить Бога, сделать добро ближнему или стремление к совершенству. В большинстве случаев мотивация глубоко эгоистична, люди делают это потому, что заинтересованы, говоря по-евангельски: из корысти, т.е. из-за какой-либо выгоды. Далеко не всегда эта выгода материальна, ведь для плоти нашей приятна любая людская похвала. Поэтому Христос и говорит: «какая вам за то благодарность?» В глазах Бога эти поступки ничего не значат:  

 

 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (1Кор.13:3)

 

Каждому верующему человеку важно постоянно анализировать свою жизнь и поступки, и всегда честно отвечать на вопрос: что мною движет? Не является ли мой труд и служение (если он вообще есть) просто внешней подделкой, фарисейством, от которого не будет мне никакой пользы? Благослови нас Бог, не заниматься худшим из обманов – лгать самим себе!

 

Мы теперь логично подошли к следующему и главному вопросу: какое же дело можно назвать поистине добрым?

 

Новые дела и новые мотивы.

 

Однажды, один человек задал Христу вопрос, имеющий прямое отношение к нашим рассуждениям. Его, вместе с ответом, Господь сохранил для нас в Евангелии:

 

•   И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. (Матф.19:16,17)

 

Прежде чем напомнить о соблюдении заповедей, Господь сказал этому человеку, что благ только Бог. Какое это имеет отношение к заданному вопросу? Это значит, что никакое добро без Бога в принципе невозможно. Другими словами, всякое добро имеет своим источником Бога. Вот что пишет об этом Апостол Иаков:

 

•   Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. (Иак.1:17).

 

Итак, мы приходим к тому, что сам из себя человек не способен произвести доброе дело. В притче о виноградной лозе Христос говорит: «без Меня не можете делать ничего». (Ин.15) Здесь стоит вопрос о перемене самой внутренней природы человека – то, что в Евангелии называется возрождением, с которого Сам Бог начинает Свое обитание в душе человека. По выражению Апостола Петра, мы стали «причастникими Божеского естества» (2Пет.1:4). В результате этого мы приобретаем способность творить новые дела. Как это проявляется в реальности? Прежде всего, у каждого верующего появляется новая мотивация для его действий:

 

•   ...потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению. (Фил.2:13)

 

Заметьте, сначала хотение, а потом уже действие. Богу не интересно лишь внешнее изменение, только из новых побуждений могут последовать новые поступки. Вот призыв Апостола Петра обращенный к тем, чье социальное положение было, пожалуй, самым незавидным:

 

•   Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, (Еф.6:5,6)

 

О чем говорит здесь Апостол? О повиновении. Но, вообще-то, в этом нет чего-то нового для рабов. Рабу не нужно становиться христианином, чтобы повиноваться, он и прежде это делал. Но дело совсем не в этом, а в том, что верующий  раб может повиноваться совершенно по-другому, от души, в простоте сердца, принимая свой жребий, как данный Богом.

 

В евангелии от Иоанна мы читаем о чуде насыщения Христом пяти тысяч человек. Повествование об этом предваряется следующими словами:

 

•   За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. (Иоан.6:2)

 

Людей влекло за Христом любопытство и возможность исцелиться. Но вот, неожиданно для себя, люди получают пищу из рук Христа, после чего снова ищут Его, и когда находят, Он им говорит:

 

•   Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. (Иоан.6:26)

 

Заметили ли вы  перемену в их  желаниях? Люди движимы уже не любопытством, они нашли в Нем удовлетворение более насущной нужды. Изменился мотив их следования за Христом. И Господь использует эту перемену, как иллюстрацию тех изменений, которые могут произойти в их душах, если они осознают свои духовные потребности:

 

•   Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Иоан.6:27)

 

Почему Апостолы последовали за Христом? Нельзя сказать, что их мотивы были исключительно плотскими, но не обошлось и без честолюбия. Но почему они остались, когда их ожидания не оправдались, когда толпы людей разочаровались в Сыне плотника из Назарета? Ответ Петра обнаруживает в их сердцах новое стремление: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Иоан.6:68) Где здесь выгода, где корысть, где страх? Их души больше не питаются собственным честолюбием, они ели истинный хлеб и насытились.

 

Итак, наши исследования показывают нам принципиальную разницу между ветхими и новыми делами. Теперь нам остается ответить на последний вопрос, который был вынесен в заглавие статьи:

 

Зависит ли наше спасение от совершения этих новых дел?

 

Как много Господь сотворил для нас. Мы искуплены, оправданы, усыновлены, возрождены, очищены через слово, познали глаголы вечной жизни, мы ели хлеб и насытились. Для чего Бог все это сделал? Вернемся к тому отрывку, с которого начали:

 

•   Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. (Еф.2:8-10)

 

Вы слышите, что говорит Апостол? Он говорит о нашем предназначении, которое состоит в добродетели. Господь посеял семя, и теперь ждет урожая, посадил дерево, чтобы собрать плоды, доверил таланты, чтобы получить прибыль. Что случится с рабом, не употребившим талант для прибыли или с деревом, не приносящим плод? Мы знаем ответ. Не для того рассказаны Христом эти притчи, чтобы мы наивно заблуждались, продолжая считать, что наше спасение не зависит от дел. Истина состоит в том, что без плодов – нет и спасения.

Но самое интересное состоит в том, что эти плоды нужны вовсе не Богу – Он самодостаточен и не нуждается ни в наших делах, ни в нашем служении. Прежде всего, они нужны нам самим.  Достигая добродетельности, человек обретает то состояние души, которое именуется Царством Божиим  – которое есть праведность, мир и радость во Святом Духе. Для того и призвал нас Христос, чтобы мы, отказавшись от эфемерного счастья, обрели  истинное блаженство, которое предназначено для нищих духом и чистых сердцем. Ведь муть в моей душе гораздо прискорбней, чем нечистота тела.

 

•   Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. (2Пет.1:10,11)

 

 

СТАТЬИ>>>

АВТОР: НЕСЕНЕНКО СЕРГЕЙ