© 2016 - 2019

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН  

БАПТИСТОВ

mail@baptistchurch.by

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Последнее обновление: 11/08/2019

СТАТЬИ >>>

ЧИТАТЬ

ЦАРСТВО

НЕБЕСНОЕ

                                                                                                         ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ.

 

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. (Мар.1:14,15)

 

Что такое Царство Божие? На первый взгляд – вроде бы простой вопрос, но это не совсем так. Есть, как минимум четыре варианта понимания:

 

1. Наверное, большинство людей употребляют это понятие в смысле небесного рая, который ожидает людей после смерти (не всех, к сожалению).

2. Так же это Царство можно понимать, как реальное политическое образование с границами, армией, столицей и правительством, во главе которого будет стоять Мессия.

3. Третье понимание состоит в том, что Царство Божие есть сообщество людей, которые объединены общей верой и убеждениями, независимо от национальности, гражданства и места проживания, и которые сделали Бога Царем своей жизни. Называется это сообщество Церковью.

4. И, наконец, мы можем трактовать Царство Божие как внутреннее состояние человека, которое, согласно Евангелию, есть переживание праведности, мира и радости во Святом Духе.  

 

Так какое же из этих утверждений верно? Или может быть все сразу? В таком случае, как они связаны между собой? Давайте попробуем разобраться.

 

Чего не говорил Христос.

 

Первое, что мы находим, что Христос не употреблял понятие «Царство Божие» в смысле небесного рая. Когда Христос говорит о нашей жизни после смерти, Он употребляет другие слова:

 

•  И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. (Лук.23:43)

•  Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. (Матф.22:29,30)

•  Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. (Матф.19:28)

•  Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. (Лук.16:22)

•  В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. (Иоан.14:2)

• ...и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более… а в веке грядущем жизни вечной (Мар.10:30)

•  …лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (Матф.18:9)

•  Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди (Матф.19:17)

 

Итак, жизнь после смерти это рай, воскресение, пакибытие, лоно Авраама, дом Отца, век грядущий и жизнь вечная. Что же тогда подразумевал Христос, говоря о приближающемся Царстве Божием?

 

Земное.

 

Посмотрим сначала на то, как представляли Царство сами израильтяне. Ожидания Мессии были очень сильны между ними в те времена. Люди желали Его появления потому, что надеялись на восстановление Израильского царства, каким оно было при царях Давиде и Соломоне. То был расцвет государства и, в надежде на возрождение былой славы Израиля, Христа ожидали как «сына Давида», который станет вождем и свергнет ненавистное владычество римлян, подобно тому, как Давид усмирил всех врагов Израиля. Именно так толковали мессианский приход книжники, и именно политической конкуренции опасался Ирод, когда приказал казнить всех младенцев в Вифлееме. Это была одна из причин, заставлявшей толпы ходить за Учителем из Назарета, и однажды люди хотели даже «нечаянно взять его и сделать царем». (Иоан.6:15)

 

Когда Никодим пришел к Иисусу ночью, у него был какой-то вопрос, хоть мы и не читаем того, как он его сформулировал – Иоанн не передает разговор дословно. Главная тема беседы – рождение свыше, но обратите внимание, как Христос переводит разговор в новую плоскость. Он говорит: «…если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». (Иоан.3:3) Эти слова выдают тот вопрос, с которым пришел Никодим – он хотел поговорить о мессианском царстве. Мы еще вернемся к этому разговору.

 

Ученики Иисуса представляли себе примерно то же самое. Мы читаем о том, что они  «рассуждали между собою, кто больше». (Мар.9:34) Чем были вызваны такие амбициозные споры между простыми галилейскими рыбаками? Узнав Христа и увидев Его мудрость, силу и власть, они тоже ожидали возрождения Израиля и не избежали искушения возжелать называться приближенными Царя. Двое из них даже прямо выразили Ему свою просьбу: «…дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мар.10:37) Под славой они понимали именно земной триумф Христа, ведь даже перед вознесением все они спрашивали Его: «…не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян.1:6)

 

Прежде Христа, наступление Царства Божьего и приход Мессии предвещал Иоанн Креститель. Но после своего заключения под стражу, он послал ко Христу учеников с вопросом: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Матф.11:3) Что это, сомнение? Почему? Ответ все тот же: Иоанн связывал наступление Царства с политическими переменами, которые почему-то не происходили – Христос ходил по всей стране, приобретал все большую популярность, но Он только проповедовал и исцелял. И Иоанн посылает учеников, через которых Христос отвечает «блажен кто не соблазнится обо Мне» (Матф.11:6)

Итак, мы видим, что в еврейской среде Царство Божие понималось исключительно в земном, политическом смысле. Почему именно земного воплощения Царства так ожидали иудеи? Может они просто были националистами и заблуждались? Нет, дело в том, что такое Царство им было обещано. Давайте не поленимся открыть Ветхий Завет, чтобы убедиться в этом.

 

Обетование.

 

Есть несколько текстов Ветхого Завета, которые возвещают Мессианское Царство. Мы посмотрим на три из них, написанных в период вавилонского пленения. Первый находится в книге пророка Даниила. Истолковывая сон вавилонского царя Навуходоносора, Даниил предсказывает о четырех империях, которые должны появиться на исторической арене: Вавилон, Персия, Греция и Рим. Но затем он говорит о создании пятого Царства:

 

•   И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан.2:44)

 

Мы видим здесь, что это пятое царство будет последним и вечным. Даниил обращался к царю Вавилона, поэтому мы не видим здесь конкретных обетований израильтянам. Яснее об этом говорит современник Даниила пророк Иезекииль, который пишет для плененных евреев:

•   Так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их. И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно. И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. (Иез.37:21-27)

 

И, наконец, третий текст мы находим у Иеремии:

 

   Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. (Иер.31:31-33)

 

Что мы можем почерпнуть из этих слов? Здесь сказано, о Мессианском Царстве и о том, что сопутствует его установлению. Отметим некоторые моменты:

 

•    Во-первых, нам показаны границы Царства – оно будет расположено в обетованной земле, куда Господь соберет всех рассеянных евреев. В дни вавилонского пленения в это верилось с большим трудом.

•    Царство связано с пришествием Царя, которого Иезекииль называет Давидом. В данном случае это не имя, а указание на то, что Мессия будет потомком Давида и сыграет не меньшую роль, чем знаменитый Израильский Царь. Интересно здесь и то обстоятельство, что Он будет «князем у них вечно»,  которое осуществимо лишь при условии, что человечество освободится от старения и смерти. Таким образом, Царство приобретает эсхатологический характер.

•    И последнее, что нам здесь интересно: Царство связано с заключением Нового Завета, в который войдут дом Израиля и дом Иуды, т.е. евреи.

 

Итак, на протяжении сотен лет иудеи, в соответствии с обетованиями, ожидали пришествия Мессии и наступления Царства Божьего. И вот, наконец, появляется Иоанн Креститель, а затем и Сам Христос, говоря о его приближении. Как они должны были понимать это? Конечно же, они решили, что пришло время сбыться пророчествам: «…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар.1:15)

В связи с этим у нас и возникает главный вопрос: почему это Царство не наступило?

 

Что говорил и делал Христос.

 

Прежде чем мы ответим на этот главный вопрос, мы должны рассмотреть некоторые слова и действия Самого Мессии. Христос не только лично проповедовал о Царстве, но и посылал с этой миссией Апостолов:

 

•   Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; (Матф.10:5-7)

 

К кому были посланы эти миссионеры? К дому Израилеву. Это вполне соответствует тем обетованиям, о которых мы читали выше. На этом этапе мы не видим того, чтобы Христос собирался создать Церковь из язычников, Он даже запрещает обращаться к язычникам, потому что пришел к своим. Еще один случай подтверждает такое предположение:

 

•   И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. (Матф.15:22-24)

 

Читая дальше, мы находим, что Господь, конечно, помиловал эту женщину. Но прежде Он обозначил цель свой миссии – Он послан к погибшим овцам дома Израилева. Зачем послан? Исполнить обетования данные этому дому.

Как мы уже говорили, обетования состояли не только в установлении Царства, но еще и в заключении с Израилем Нового Завета. Давайте посмотрим, где и при каких обстоятельствах он был заключен:

 

•   Также (взял) и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лук.22:20)

 

Происходит это в Сионской горнице, во время тайной вечери, где было совершено первое хлебопреломление. Здесь присутствовали только 12 человек, и все они были евреи. Число Апостолов было выбрано не случайно, Господь показывал этим, что Он учреждает новый Израиль, который должен начаться отсюда. Здесь исполняется пророчество Иеремии о заключении Нового Завета, которое мы читали выше (Иер.31:31-33).

И, наконец, посмотрим, как понимали Церковь Апостолы. Мы уже говорили о том, что перед вознесением Господа они спрашивали Его: «не в сие ли время, Господи, восстанавливаешь царство Израилю?» Они по-прежнему ожидают наступления Мессианского Царства, и Господь, заметьте, не рассеивает их ожиданий, а говорит лишь о временах и сроках исполнения пророчеств, которые во власти Отца. И здесь же Христос дает им поручение:

 

•    Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деян.1:8)

 

В последовательности распространения благой вести, можно увидеть, что и после вознесения Христа Апостолы посланы прежде к погибшим овцам дома Израилева. Уже после Пятидесятницы мы видим, что Петру нужно было трижды показать видение на кровле Симона Кожевника, что бы тот готов был пойти в дом язычника Корнилия. (Деян.10) И в Иерусалимской церкви без особого энтузиазма восприняли его благовестие римскому сотнику: «И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян.11:2,3) Какие выводы следуют из этого? Все это говорит о том, что Апостолы в рождении Церкви видели начало Мессианского Царства, которое должно было наступить на земле отцов. И уже потом, к нему должны были присоединиться и язычники, как пишет Апостол Павел:

 

•   Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину. (Рим.1:16)

 

У Исаии есть известное пророчество о мессианском Царстве, многие из нас его слышали: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком…» (Ис.11:6-9). Заканчивается это пророчество следующими словами:

 

•   И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава. (Ис.11:10)

 

В этом то и состояла надежда Апостолов, так они поначалу представляли себе развитие событий. Это еще не отвечает на наш вопрос, почему Царство не наступило, но мы видим, что Господь намеревался его установить. Именно в этом и состояло благовестие Христа, когда Он говорил, что приблизилось Царство Божие. И Он не только возвещал, но и делал все для этого. Почему же это намерение не осуществилось? Посмотрим на еще одно истолкование этого понятия.

 

Внутрь вас есть.

 

Есть нечто необычное, неожиданное, даже, что Христос говорил о Царстве:

 

•    Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Лук.17:20,21)

 

О Царстве, которое переживается, как внутреннее состояние говорит и Апостол Павел:

 

                 •    Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. (Рим.14:17)

 

Множество притч Иисуса Христа начинаются словами: «Царство Небесное подобно…» Принято выделять 12 притч: о сеятеле, о растущем семени, о плевелах, о зерне горчичном, о работниках в винограднике, о сокровище скрытом на поле, о жемчужине, о брачном пире, о закваске, о десяти девах, о неводе и о немилосердном должнике. Удивительно, но в этих притчах нет ни слова о Царстве как таковом, о том, когда оно настанет, где будет расположено и как будет устроено. О чем же говорит Господь? Если коротко – о том, кто его достоин, и что необходимо людям, чтобы стать гражданами этого Царства. Мы могли бы сказать, что это притчи о вере, постоянстве, смирении, терпении, милосердии, о любви к Богу и людям. Господь говорит здесь о тех внутренних свойствах души человеческой, которые приближают нас к Богу, к которым стоит стремиться, работая над собой.

 

Почему, вдруг, такое странное истолкование? Какое все это имеет отношение к возрождению дома Израилева?

 

Оказывается, самое прямое. Дело в том, что в израильской истории уже было великое царство, но оно не продержалось долго, из-за того, что люди не искали Бога и не стремились творить суд, милость и истину. Что толку снова дать власть и могущество тем, кто относится к ближним не лучше язычников? Это будет лишь смена Римской империи, возрождение не Израиля, а  Вавилона. Но Господь не пришел не для того, чтобы воплощать горделивые мечты иудеев. Для наступления истинного Божьего Царства нужно, чтобы прежде люди обрели его внутри самих себя. Как семя не даст плода в плохой почве, так Царство не воплотится для тех, кто не ищет истину. В беседе с самарянкой Господь говорит о том, кого Отец ищет для Царства Небесного:

 

•   Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец  ищет Себе. (Иоан.4:23)

 

Поэтому, отвечая на вопрос, почему Царство Божие не обрело обещанной формы, мы можем сказать, что сами те, кому оно было обещано, оказались не способны его вместить. Если люди не откликаются на призыв Духа к покаянию и новой жизни, если не стремятся к познанию истины, если не предпочитают плотскому духовное, это значит, что они не есть истинные поклонники, и Господь не откликается на их желание жить в обетованном Царстве.

 

•   Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Лук.13:34)

 

Итак, Христос хотел. Он готов был исполнить пророчества, Он готов был установить мессианское Царство после Своего воскресения. Но те, кто думали, что хотят этого, на самом деле желали другого. Внутри их самих и оказалось главное препятствие, не позволившее воплотиться их чаяниям.

 

Церковь.

 

А что же Церковь? Может ли она быть Царством Божиим и Новым Израилем? Не перешли ли к ней все обетования, данные прежде Израилю? На этот вопрос богословы имеют разные мнения. На мой взгляд, самый главный стих, объясняющий наше место в Божьем плане, вот он:

 

•   Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; (Матф.21:43)

 

Слова эти Христос сказал отвергающим Его иудеям. Неверность Израиля не может поставить под угрозу исполнение Божиих обетований, плоды должны быть принесены, и если Израильтяне не способны, то это сделают язычники. Но здесь нам важно избежать одной ошибки, а именно перестать разделять Церковь и Израиль, рассматривать их как две различных реальности. Господь сказал однажды:

 

•   Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Иоан.10:16)

 

Мы так много говорили об обетованиях дому Израилеву, что может сложиться мнение, будто бы остальные люди для Бога имеют меньшее значение. Но разве это так? Евангелие учит нас, что Господь любит всех людей и не хочет, чтобы кто-то погиб. Христос искупил грехи всего человечества, и в его планах призвать и спасти всякого верующего, будь то иудей или язычник. Мессианское Царство, окажись оно воплощенным, начавшись с иудеев, затем распространилось бы по миру и стало бы открыто для всех народов. Собственно, произошло нечто подобное – начавшись в Иерусалиме, Церковь распространилась по миру уже в первом веке.

Обратим внимание еще и на то, что Христос не заключал какого-то отдельного завета с Церковью. Мы уже говорили, что НЗ был заключен в Сионской горнице с Апостолами, которые все были евреями, и поэтому мы можем видеть в этом исполнение обетования о НЗ с домом Израиля. Но этим же Апостолам Христос говорит:

 

•   …на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)

 

Понятия Церкви и мессианского Царства поначалу сливались в одно целое. Израиль положил начало Церкви, с него она началась. Но дальше… здесь вот эта притча – о горчичном зерне. Как из малого горчичного зерна вырастает дерево, в котором укрываются разные птицы, так из двенадцати Апостолов выросла Вселенская Церковь, в которой нашли себе место все земные народы. В связи с этим интересна иллюстрация маслины, которую Павел приводит в послании к Римлянам:

 

•    Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, [то] [вспомни, что] не ты корень держишь, но корень тебя. (Рим.11:16-18)

 

Корень и начаток здесь – это Израиль. Но природные ветви этой маслины отломились неверием, отпали от завета и на их место привились дикие. Господь не посадил отдельное дерево – языческую Церковь, Он привил новые ветви к растущему из старого корня стволу. И дерево, которое вот-вот перестало бы плодоносить, разрослось этими новыми ветвями, зацвело и принесло множество плодов.

Но здесь важно обратить внимание еще на одну деталь. Обетование политического Царства было дано именно израильтянам: «вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их» (Иез. 37) Поэтому Церковь не могла унаследовать его, не могла стать государственным образованием и обрести географическую территорию в границах Давидова царства. Эта часть обетований до сих пор остается неисполненной и принадлежит еврейскому народу. Поэтому мы верим, что восстановление Израиля еще должно случиться  в будущем, но это произойдет в последнее время и будет одним из эсхатологических событий:

 

•    Ибо если отвержение их - примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых? (Рим.11:15)

 

Что ж, подведем итоги. В нашем исследовании мы искали ответ на вопрос – почему не наступило мессианское Царство. И нашли его в том, что те, кому оно предназначалось, оказались неспособны вместить его.

 

Реальную форму может обрести лишь то, что родилось внутри. Церкви Бог тоже  предназначил быть Царством Божиим. Истина и сила в Церкви, как и в общине, утверждается не откуда-то извне. Она рождается внутри, из тех ресурсов, из того Начатка Духа который нам дал Господь. Дух – животворит. Когда праведность, мир и радость станут нашим внутренним состоянием, тогда мы сможем транслировать его наружу. Это есть то, о чем стоит ревновать и молиться, и то, чем мы можем истинно послужить Богу.

 

•    Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей. (Рим.14:17,18)

 

 

 

 

АВТОР: НЕСЕНЕНКО СЕРГЕЙ

16/02/2016

ПОСПЕШИМ К

СОВЕРШЕНСТВУ

ЧИТАТЬ