© 2016 - 2019

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ

ПИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН  

БАПТИСТОВ

mail@baptistchurch.by

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Последнее обновление: 11/08/2019

СТАТЬИ>>>

АВТОР: НЕСЕНЕНКО СЕРГЕЙ

25/07/2016

ЧИТАТЬ

источник

ЧИТАТЬ

                                                                                                                        По образу Божьему.

 

•И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:26,27)

 

Нам известно, что Бог создал человека по образу Своему. По меньшей мере, таковыми были первые люди – Адам и Ева, и таковыми Бог замыслил каждого из нас. Что это значит – быть образом Божиим? В чем состоял замысел Бога относительно человека?

 

Представьте себе мир, в котором нет ничего, кроме Бога. Собственно и мира то еще нет. Все, что может происходить – происходит в Нем Самом. Как пишет Апостол Иоанн:

 

•В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Иоан.1:1)

 

Нам сложно себе это представить, потому что мы привыкли видеть себя находящимися в какой-то среде, в пространстве. Но Богу не нужна никакая среда или пространство, для того, чтобы в нем существовать. Он самодостаточен и существует Сам в Себе. По сути дела это и есть определение Бога.

 

И вот происходит нечто самое грандиозное, из всего когда-либо происходящего – появляется мир. Зачем Бог его сотворил? Это очень серьезный философский вопрос, над которым ломали голову многие умы. Но божье откровение - священное Писание – приоткрывает нам ответ на него. Посмотрим в послание к Евесянам:

 

•…и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф.1:22,23)

 

Здесь речь идет о Христе, о Церкви и о Боге, о Котором, как бы мимолетом, сказано здесь, что Он есть «Наполняющий все во всем». Что это значит? Что Бог желает наполнить Собой что-то, чтобы могло существовать вне Его – распространить Себя за пределы Себя Самого. И вот для этого Он и сотворил мир. Мы говорим, например, что Бог вездесущий, т.е. Он присутствует везде. Но где это везде? В мире, который Он Сам сотворил и потом наполнил Собой. Не об этом ли говорит Давид, когда восторгаясь красотой окружающего мир, видит в нем отражение Творца?

 

•Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. (Пс.18:2)

 

Ему вторят слова из книги Иова:

 

•Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? (Иов.12:9)

 

И уже в Новом Завете Апостол Павел подытоживает:

 

•Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим.1:20)

 

Но тут возникает один вопрос. Дело в том, что Бог это не просто какое-то вещество, которым можно заполнить образовавшееся пространство. Бог это любовь, мир, совершенство, благость, милосердие, сострадание. Все эти качества существуют в Нем в абсолютном и совершенном состоянии, и их невозможно передать бездушному миру, каким бы огромным, красивым и многообразным он не был. Когда Соломон молился об освящении построенного им храма, то он сказал:

 

•Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. (3Цар.8:27)

 

Известно, что Соломон был мудрейшим среди своих современников, мудрость его была от Бога, и Он приоткрыл Соломону Свое величие, которое не может вместиться в небо небес. Что же может вместить Творца? То, что является венцом творения – человек:

 

•Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: (Пс.8:4-7)

 

Человек по природе своей как-то особенно устроен, так задуман и сотворен, что наиболее всех тварей способен вместить и отразить славу Всевышнего Бога. Вот тут мы вплотную подходим к тому, что значит быть созданным по образу Божьему.

 

В Септуагинте (греческом переводе Ветхого завета) употреблено греческое слово «» (эйкон), которое переводится как образ, подобие, изваяние, изображение. От этого слова происходит русское «икона». Человек задуман, как образ или изображение Бога. Я думаю, что речь идет о том, что Бог, творя человека, сообщает ему некоторые Свои свойства, качества, которые присущи Ему Самому. Не просто наделяет человека теми или иными автономными способностями, но именно сообщает, т.е. от Себя Самого передает их человеку. А человек, в свою очередь, потенциально способен вместить в себя эти качества. Употребляя сравнение, мы можем сказать, что Бог это Источник, а человек – сосуд. Помните, как пишет Апостол Павел?

 

•Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам. (2Кор.4:7)

 

Человеческая природа с ее духовной и телесной составляющей, с его душою, сердцем и умом потенциально способна проявлять любовь, братолюбие, милосердие, сострадание, заложенные в ней Всевышним. Из всех этих качеств, свойств или способностей складывается определенный образ, в котором узнается Творец. Проявляя эти качества, мы становимся, как говорит Апостол Петр, причастниками (частью) Божеского естества (1Пет.1:4). Стать частью, маленькой искоркой Бога. Это как зажечь свечу от Вечного Огня. Именно в этом и состоит наше предназначение - стать живым изображением Бога. Поэтому человек и является высшим созданием, ибо имеет наивысшее предназначение.

 

Но здесь есть одно обстоятельство, на которое нам необходимо обратить внимание. Писание говорит нам, что у Бога «..нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Что это значит? Что все качества Бога, свойства Его – неизменны и абсолютны. Если Бог любит, то Его любовь вечна, если свят, то всегда, если всезнающ, то во всем, если всемогущ – то ничто и никогда не выходит из-под Его контроля. Кроме этого, божественные качества не входят в противоречие друг с другом, а пребывают в гармонии, и ничто в мире не способно нарушить ее.

 

Когда же мы говорим о человеке, то видим, что те способности, которые заложил в нас Бог – несовершенны. Или, правильнее сказать, не выражены в полноте, не абсолютны. Например, справедливость или доброта, способность мыслить, анализировать, умение сохранять желаемое состояние души и сердца. Так же мы видим, что человек способен утратить те свойства, из которых складывается Божий образ. Вечный огонь не потухает, но зажженная от него свеча может погаснуть. Самым очевидным проявлением этого явилась возможность грехопадения человека. Почему Бог не сделал наши способности совершенными, абсолютными, как это мы видим в Нем Самом?

 

Я думаю, ответ состоит в том, что человек должен сам поучаствовать в своем окончательном становлении, что-то сделать для того, чтобы заложенные Богом характеристики развились в неизменяемые свойства, употребить для этого свою волю. Ведь когда мы думаем о нашем существовании в вечности, мы мыслим себя уже неспособными к грехопадению. Здесь целая отдельная тема для размышлений.

 

Но, увы, человек проявил желание быть свободным от Бога. Лукавый смог посеять в первых людях идею, что лучше самим наполнять свой сосуд из другого источника – дерева познания добра и зла, и так произошло грехопадение. В результате, божественные свойства человеческой души стали угасать в ней и человек утратил образ Божий и стал безобразен. Безобразие – отсутствие образа. Такая утрата есть растление человека, он рассыпается и перестает быть тем, кем его создал Господь. В грехопадении – была нарушена внутренняя гармония человека, произошел разлад в нем самом. Человек стал существом противоречивым, внутри него постоянно происходит конфликт – между желаниями и совестью, между телом и духом, между разумом и чувствами и тому подобное. Такое существование даже людей, которых трудно заподозрить в религиозности, приводит к осознанию собственной ущербности и лишенности чего-то огромного и важного:

 

«У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может»

Жан-Поль Сартр

.

Но Бог не совершает ошибок и не терпит неудач. В конечном итоге Он все равно приведет все сущее в соответствии со Своим Вечным замыслом, а значит, вернет нам наше предназначение и снова сделает нас способными быть Его образом. Но сначала Он исполнил это в Сыне Своем Иисусе Христе, о Котором Слово Божие говорит так:

 

•Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; (RST Кол.1:15)

 

Здесь мы встречаем тоже самое слово «образ» (айкон). В каком смысле Христос стал образом Бога? Стал ли ей Бог-Сын, Вторая Ипостась Божественной Троицы? Нет, Сын это не образ Бога, а Сам Бог. Но воплотившись, Сын, не переставая быть Богом, стал еще и человеком. И именно Его человеческая природа и явилась образом божиим в полном значении этого понятия. Другими словами, во Христе божественная природа для того соединилась с человеческой, чтобы сообщить ей те самые свойства, из которых формируется образ Божий, и таким образом, в человечестве Иисуса отразилось божество Предвечного Сына:

 

•Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:18)

 

•Видевший Меня видел Отца;  ( Иоан.14:9)

 

Таким образом, Господь Иисус Христос реализовал в Себе Самом тот замысел, для которого Бог создал человека. И теперь в Иисусе Христе нам открывается возможность пройти этот путь вслед за Ним, чтобы с помощью Его благодати восстановить в себе образ Божий:

 

•Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. (Рим.8:29)

 

•И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. (1Кор.15:49)

 

Апостол Павел силу Евангелия видел именно в таком преображении человека:

 

•Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (RST Гал.4:19)

 

•И мы все с открытым лицом, отражая как в зеркале славу Господню, преображаемся в Его же образ от славы в славу, и преображает нас Господь, Который есть Дух. (2Кор.3:18 – в переводе епископа Кассиана.)

 

«Преображаться» - это перевод греческого слова μμ (мэтаморфо), от которого происходит известное нам слово метаморфоза. Павел пишет о метаморфозе, которая происходит с верующим человеком, живущим духовной жизнью.

 

Но неужели, каждый отдельный человек способен к тому, чтобы явить в себе самом славу Божию? Мы читали уже сегодня место из послания к Ефесянам, о том, что Господь есть «Наполняющий все во всем». Давайте еще раз обратимся к нему:

 

•и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. (Еф.1:22,23)

 

Что здесь наполняет Господь? Церковь. Отдельный человек не может вместить в себя столько, сколько Бог желает дать. Поэтому замысел Творца состоит в том, чтобы создать Церковь, которая будет Полнотой, Наполняющего все во всем, чтобы из отдельных искр преображенного человечества создать целую вселенную, наполненную славой нашего великого Творца.

СИЛА

НАШИХ

СЛОВ

СУРОВОЕ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ